КЮБЗ Стань участником Расписание Конкурс Мантейфеля Структура исследовательской работы История
Титульный лист, который содержит: название работы, авторов и руководителя, класс, год выполнения и название школы или кружка.

Общее содержание. Обычно научная работа строится по определенному плану: введение - обзор литературы – методика - результаты и их обсуждение – выводы - список использованной литературы.

Введение. Конкурс им. Мантейфеля - конкурс научно-исследовательских работ. Такие работы отличаются от других (часто называемых сейчас проектными) тем, что должны содержать СОБСТВЕННОЕ исследование. Очень многие работы, приходящие на конкурс исследовательскими не являются. «Взрослое» научное исследование должно делать какое-то открытие, решать проблему впервые, но школьники часто изучают что-то уже изученное, просто для собственного интереса. В главе «введение» обосновывают актуальность исследования, основываясь на уже известных из литературы данных. Если школьное исследование сделано «для интереса» и никакой научной актуальности не имеет, то высасывать ее из пальца не нужно. Это создает наукообразие, но не добавляет смысла работе. Также раздел «введение» содержит цели и задачи.

Цель исследования – это и есть тот вопрос, который вы решали.
Цель – обычно объемная проблема, которую для простоты разбивают на отдельные задачи. Например, если цель: изучить поведение льва на экспозиции зоопарка, то ее можно разделить на следующие задачи:

1. Составить этограмму (перечень форм поведения).

2. Составить бюджет времени (какое поведение какую долю в общем объеме занимает)

3. Составить динамику активности (в какое время что лев делает)

4. Изучить влияние погодных условий (наличия посетителей, других факторов) на поведение льва

5. Изучить использование пространства (в каких частях вольера что лев делает) и т.д.

Количество задач может быть очень велико. Обычно же их бывает 3-5. Также часто в работах, присылаемых на конкурс пишут «объект исследования» и «предмет исследования» в настоящих научных исследованиях такого не пишут.
Мы не видим в этом смысла. Иногда бывает выдвинута какая-то гипотеза. Но если ее нет, то это не страшно. Ведь не во всех исследованиях она бывает, да и научный кругозор школьников не всегда таков, чтоб предвидеть результат и выдвигать гипотезу на стадии планирования исследования.

Обзор литературы - эту главу мы не оцениваем, во всяком случае за ее отсутствие не «снижаем оценку», т.к. многие достойные исследования его не содержат. А если уж исследование содержит эту главу, то обзор должен соответствовать теме исследования. Если вы изучаете когнитивные способности морской свинки, то обзор литературы должен быть об методах исследования когнитивных функций, строении мозга свинки и ранее проведенных на эту тему исследованиях, а не о том, что ее привезли испанцы из Перу в таком-то году и не о том, почему она «морская». Эти факты интересны, конечно, но к теме исследования не относятся.

Методика исследования – эта глава содержит подробное описание того, КАК вы что делали. В идеале она должна быть написана настолько подробно, чтобы прочтя ее, можно было в точности повторить ваше исследование. Часто же пишут методы исследования «эмпирический», «наблюдения». Методы исследования, конечно, делятся на математические и эмпирические, а те в свою очередь на наблюдения, эксперимент и пр. Но обычно этого в научной работе не пишут. Как работа о морской свинке не нуждается в доказательстве, что свинка - млекопитающее. Если использована какая-то общеизвестная методика, имеющая название, это нужно указать. Например Методика маршрутного учёта птиц Ю.С. Равкина.

Результаты. С этой главы как раз и начинается изложение полученного вами материала. В некоторых работах в результаты попадают и литературные данные и невозможно провести границу, где исследование автора, а где – нет. В главе результаты содержится обычно весь иллюстративный материал (или же он может быть вынесен в конец работы в «приложения», что менее удобно, т.к. приходится без конца листать работу. Каждый график, схема, иллюстрация, диаграмма должны иметь название. Снизу пишется «Рисунок №… И название рисунка». Если вы помещаете таблицу, то сверху нее пишется «Таблица №… Название». Рисунки и таблицы вставляются в текст после первого их упоминания. По идее в главе «результаты» должны быть только полученные вами результаты, их графические отображения и описание данных представленных в таблицах, гистограммах и графиках.

Обсуждения результатов – В этой главе автор обычно интерпретирует, истолковывает полученные им результаты, сравнивает их с полученными, ранее данными, приведенными в литературе. Всем описанным явлениям придает биологический смысл, соотносит свои наблюдения с биологическими законами. Если в работе была какая-то гипотеза, то пишет, подтвердилась ли она или нет и почему.

Выводы – В этой главе (обычно она бывает самая короткая) тезисно сформулированы основные ОБСУЖДЕНИЯ результатов. Именно они, а не сами результаты! Обычно, если они четки и пронумерованы, то их называют «выводы», а если более расплывчаты и не разделены, 1-2 абзаца перетекающих друг в друга, то их называют «заключение». И так, выводы и заключение – это одно и то же, просто по-разному сформулированное. Выводы должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Возвращаясь к примеру про льва, можно сделать следующие выводы:

1. Мы выделили 14 форм поведения у льва. Нами не было обнаружено…, т.к. …Такое-то поведение очень разнообразно, т.к….

2. Основную часть времени лев делает…, т.к…. Доля…в его поведении невелика, что говорит о … Также мы отметили, что лев достаточно много времени проводит…., что не характерно для львов. Мы связываем это с …

3.В утренние часы лев почти всегда активен. После полудня в его поведении появляются…, т.к…. На закате он …, что согласуется с данными предыдущих исследователей.

4. В пасмурную погоду лев…, мы считаем, что это связано со сцепленным фактором: в такую погоду мало посетителей. Если температура больше…, то лев…, т.к….

5. Лев довольно равномерно использует вольер. Исключение составляет…, т.к…. Отдыхает он в …, т.к. в этой точке наилучший обзор. Зимой лев…, т.к.

К каждой задаче мы сформулировали вывод. Может быть несколько выводов к одной задаче. «Мы провели наблюдения» - это не вывод.

Список литературы – В этой главе нужно перечислить всю использованную литературу с полной библиографией. В идеале в тексте, где использована информация из них, должны быть указаны номера источников.

Приложения – Здесь можно привести таблицы с первичными данными, фотографии, схемы вольеров, площадок и пр. Что-то объемное, что не очень нужно при прочтении работы, но может понадобиться при ее углубленном изучении.

Благодарности – Может быть и такой раздел, в ней можно поблагодарить сотрудников заповедника, научного консультанта или кого-то еще, кто помогал, но не имел прямого отношения к работе.



Требования к оформлению работы

Файл в формате DOCX, обычный документ Word. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14 тп, межстрочный интервал 1, выравнивание текста «по ширине». Отступ абзаца 1,25 см.