Детский лекторий

Детский лекторий Московского зоопарка приглашает детей от 6 до 12 лет (можно с родителями, а можно и без — по желанию участников) на лекции ведущих биологов — зоологов, океанологов, экологов и других ученых.

Знаменитые исследователи и молодые ученые, сотрудники зоопарка, работники заповедников и участники захватывающих экспедиций рассказывают о безграничном и удивительном мире вокруг нас и на своем примере показывают, что наука — это увлекательная и важная часть жизни.

Большинство лекций проходит с демонстрацией животных. Обязательно предусмотрена интерактивная часть, чтобы никто не заскучал.

Детский лекторий Московского зоопарка — умный отдых для всей семьи. Мы хотим, чтобы дети и взрослые вместе узнавали новое, задавали вопросы ученым, участвовали в дискуссиях и обсуждали все увиденное и услышанное.

Каждая встреча с ученым — отдельное событие, так что присоединиться к Детскому лекторию можно в любой момент. При этом программа разработана таким образом, что 5 занятий складываются в единый цикл, в рамках которого лекторы с разных сторон освещают какой-то общий вопрос.

Лекции проходят по субботам в 12.00 и 14.00, продолжительность 1 час.

Максимальное число слушателей 6–12 лет: 20 человек.

Вы можете заказать повтор некоторых лекций для школьного класса или вашей компании. 

Правила Детского лектория

Стоимость

Разовое посещение

Абонемент

  • Ребенок
    500 руб


  • Ребенок и родитель
    800 руб


  • Семейный (на трех человек)*
    1 000 руб

  • Ребенок
    2 000 руб


  • Ребенок и родитель
    3 500 руб


  • Семейный (на трех человек)*
    4 500 руб

*Ребенок и двое взрослых или двое детей и взрослый. Многодетным семьям скидка 20% (при наличии подтверждающих документов и действующего билета или абонемента на первого ребенка).

Купить билеты и абонементы он-лайн.


Или если вы хотите приобрести билет в кассе, то сначала отправьте заявку на почту: kids@moscowzoo.ru


Контакты

E-mail: kids@moscowzoo.ru
Телефон: +7(906)084-48-41

Цикл № 7 Двойники в природе

Почему порой разные животные так похожи друг на друга? Является ли наличие общих черт признаком родства? Что такое параллелизм? Ответы на эти вопросы мы будем искать на лекциях 25 марта, 1, 8, 15 и 22 апреля. А еще поговорим о том, что такое эволюция и борьба за экологические ниши.

01 апреля 2017, 12:00 и 14:00

Как рыба в воде!

Кто идеально приспособлен к жизни в воде? Конечно же, рыба! Однако, история жизни на Земле знает случаи, когда существа, живущие на суше, вновь переходили к жизни в воде и становились похожими на… рыбу! Более сотни миллионов лет назад ящеры отправились в море, чтобы превратиться в рыбоящеров – ихтиозавров. Десятки миллионов лет назад небольшие звери ушли в воду, чтобы стать дельфинами. Чем отличаются и чем похожи акулы, ихтиозавры и дельфины? О плюсах и минусах жизни в воде, а также об особенностях морских животных мы поговорим на лекции.

Фото с сайта: www.allwallpaper.com

Домашнее задание: Представьте, что вам пришлось жить под водой. Подумайте, какие бы вам понадобились приспособления, чтобы дышать, плавать, гулять по дну? Чем бы вы могли питаться?

Попов Ярослав

Выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. Ломоносова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, хранитель палеонтологической коллекции. Специалист по ископаемым рыбам.

08 апреля 2017, 12:00 и 14:00

Покорители воздуха

Представители нескольких групп позвоночных животных смогли подняться в небо, освоив активный полёт. Сначала это сделали птерозавры, вскоре за ними последовали птицы, и, наконец, в воздух поднялись летучие мыши. Каким должно быть тело, приспособленное к полету? Чем отличаются друг от друга летающие ящеры, птицы и рукокрылые? Как на них сказалось наследие «приземленных» предков? На лекции мы ответим на эти вопросы, разберемся в происхождении летающих позвоночных и поговорим о соперничестве в воздухе.


Фото с сайта: zooblog.ru

Домашнее задание: Подумайте, с кем (и в чём) приходилось соперничать птерозаврам, птицам и летучим мышам, когда они поднялись воздух, и удалось ли птицам и летучим мышам этих конкурентов устранить?

Квартальнов Павел

Зоолог, научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, около 20 лет изучает поведение птиц. Работал в тропических лесах Вьетнама, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах России.

15 апреля 2017, 12:00 и 14:00

Зачем ежу колючки?

Можно ли спастись от хищников, если ты не умеешь ни быстро бегать, ни хорошо прятаться? Как построить панцирь из игл? Как у ежа выросли колючки? На лекции мы найдем ответы на эти вопросы и узнаем, у каких еще млекопитающих есть иглы. А еще поговорим о том, какие неудобства возникают от ношения иголок, и как с ними бороться.

Фото с сайта: izi.travel/zh

Домашнее задание: Каких животных, у которых есть иглы, вы знаете?

Распопова Александра

Сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ. Область научных интересов: генетика популяций и филогеография млекопитающих. Участник экспедиций в Казахстан, Монголию, на Командорские острова.

22 апреля 2017, 12:00 и 14:00

Сумчатые: параллельный мир

Мы привыкли называть львом то, что выглядит как лев, волком — что выглядит как волк, кротом — что выглядит как крот… Хотя на самом деле научные названия животных должны объединять не тех, кто похож внешне, а тех, кто состоит в родстве. Мы знаем, что иногда внешнее сходство могут приобретать животные, предки которых были совсем непохожи друг на друга — это называется конвергенцией. На лекции мы рассмотрим удивительные примеры конвергенции из мира сумчатых млекопитающих. Оказывается, в мире независимо «изобретены» многие знакомые нам жизненные формы: и волки, и львы, и кроты, и мыши…

Фото с сайта: www.hdwallpaperspop.com

Домашнее задание: Кто такие сумчатые и где они живут? Почему они так называются? Кто к ним относится? Что вы знаете о климате Австралии?

Рюриков Георгий

Выпускник биологического факультета МГУ, в настоящее время сотрудник института проблем экологии и эволюции РАН, участник многочисленных экспедиций в Монголию, Туву, Бурятию и по югу европейской части России.

25 марта 2017, 12:00 и 14:00

Беззубая жизнь

Как понять, являются животные родственниками или нет? Можно ли определить степень родства по зубам? Кто такие панголины? На лекции мы найдем ответы на эти вопросы и поговорим о животных, с довольно необычной внешностью: у всех у них есть броня, а морда вытянутая и без зубов (или почти без зубов). А еще мы поговорим о панцирных рыбах, черепахах и даже насекомых.

Фото с сайта: goodnewsanimal.ru

Домашнее задание: Подумайте, по каким признакам учёные узнают, кто от кого произошёл?

Елена Сударикова

Выпускница биологического факультета МГУ, антрополог, научный сотрудник образовательного отдела Дарвиновского музея. Область научных интересов: приматология, этология, нейробиология.

Прошедшие лекции

Цикл № 6 Про еду и не только

11 февраля 2017, 12:00 и 14:00

Доисторический пир

Питание – одна из главных задач всех живых организмов. Так было всегда, с момента зарождения первого микроба на нашей планете. Как же мы можем узнать, чем и как питались создания из далёкого прошлого? На лекции мы поговорим о том, что обед динозавра может рассказать о его поведении, и узнаем, как ученые отличают древних хищников от растительноядных. А еще вместе найдем ответ на вопрос, нужны ли огромные челюсти, чтобы прогрызть раковину древнего моллюска.

Фото с сайта: www.1zoom.me/ru/

Домашнее задание:
Представьте себе, что вы инопланетный исследователь, который никогда не видел людей, и вам удалось найти скелет человека. Что бы вы смогли рассказать о людях, изучая только кости? Какие части скелета подсказали бы вам,  чем питается человек разумный?

Ярослав Попов

Выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. Ломоносова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, хранитель палеонтологической коллекции. Специалист по ископаемым рыбам.

18 февраля 2017, 12:00 и 14:00

Чей нос лучше?

В известной сказке Виталия Бианки птицы хвастались своими клювами. И правда, птичий клюв – уникальный инструмент, позволяющий использовать для питания самые разные корма. Есть клювы-пинцеты, клювы-клещи и даже клювы-пассатижи. На лекции мы обсудим, как разнообразие птиц связано с их клювами, вспомним обладателей самых причудливых «носов» и поговорим о том, что, как и когда птицы едят.

Фото с сайта:http://topnauka.ru/

Домашнее задание:
Подумайте, чем птичий клюв отличается от наших челюстей?

Павел Квартальнов

Зоолог, научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, около 20 лет изучает поведение птиц. Работал в тропических лесах Вьетнама, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах России.

25 февраля 2017, 12:00 и 14:00

Удивительные рты

У животных бывают просто невероятные рты! Зачем хищникам такие устрашающие зубы? Кто использует присоски? Что общего у насекомых и птиц, питающихся нектаром? Кто и зачем использует специальные фильтры? Есть ли единороги в природе? На лекции мы найдем ответы на эти вопросы и разберемся, почему в природе встречаются такие странные и необычные рты.

Фото с сайта: thinglink.com

Домашнее задание:
Как вы думаете, у кого из млекопитающих больше всего зубов? А у кого их вообще нет?

Федор Мартыновченко

Сотрудник кафедры энтомологии биофака МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы: фауна и поведение пауков. Ведёт студенческие практики. В Московском зоопарке преподает в биологическом кружке «Манулята». Интересуется биологическими заблуждениями.

04 марта 2017, 12:00 и 14:00

Для чего мы едим?

Зачем живым организмам нужно питание? Какими способами можно получить питательные вещества? На лекции мы поговорим о разных типах питания у животных и разберемся в особенностях хищников и травоядных. А еще узнаем, как растения сами делают себе еду, и правда ли, что они умеют охотиться.

Фото с сайта: animals.sandiegozoo.org/

Александра Тертицкая

Закончила биологический и педагогический факультеты МГУ в 2005 году. По специальности – зоолог беспозвоночных, изучает ценные виды ракообразных – крабов, раков и креветок, их разведение и содержание в аквариумах и в больших рыбохозяйственных комплексах. Участвовала в экспедициях на Белое и Баренцево моря. Увлекается дайвингом.

11 марта 2017, 12:00 и 14:00

Чем толще, тем лучше

Мы можем прожить максимум 5 дней без воды и 40 – без еды. Как же тогда медведям удается не есть и не пить в течение 4-5 месяцев подряд? Какими секретными навыками они обладают? На лекции мы обсудим особенности медвежьей диеты, узнаем, что происходит с организмом медведя во время зимнего сна и разберемся, зачем вообще он нужен. А еще речь пойдет о зимоспящих грызунах и летучих мышах.

Домашнее задание:
На Камчатке и в южном полушарии есть медведи, которые зимой не спят. Как вы думаете, почему?

Покровская Лия

Кандидат биологических наук, работает на кафедре зоологии позвоночных биологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. Изучала этологию и экологию хищных и морских млекопитающих в экспедициях на Командорских островах, Камчатке, в Приморье и Приамурье, на Крайнем Севере и в Антарктике.

Цикл № 5 Глазами человека

Мы с вами постоянно говорим о животных, ведь зоология – такая увлекательная и важная часть как науки, так и нашей жизни! Но как те знания, которыми мы уже обладаем, традиции, в которых мы выросли, и даже наши вкусы влияют на восприятие окружающего мира? Все ли мы знаем о самых «близких» и «понятных» животных? Об этом мы поговорим на лекциях 12, 19, 26 ноября, 3 и 10 декабря.

12 ноября 2016, 12:00 и 14:00

О тех, кого не любят

Откуда берутся предрассудки и суеверия? Почему мы боимся крыс, черных кошек, жаб и червей? Какие живые существа чаще других встречаются в фильмах ужасов? Существуют ли вампиры в природе? На лекции мы разберемся, откуда берутся фобии и постараемся проследить, как формировались мифы, дошедшие до наших дней.

Домашнее задание: 
Подумайте над тем, каких животных вы боитесь. Почему именно их?

Гатилов Александр

Ведущий сотрудник Экспериментального отдела мелких млекопитающих, зоолог и орнитолог. Выпускник кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Принимал участие в экспедициях на полуостров Таймыр и в Ненецкий заповедник, где изучал непростую жизнь птиц и зверей тундры. Увлекается террариумистикой.

19 ноября 2016, 12:00 и 14:00

Полезные и вредные насекомые

На сегодняшний день известно более миллиона видов насекомых, так что неудивительно, что они окружают нас повсюду. Чем плохи блохи, комары и оводы? Только ли пчелы могут делать такой вкусный мед? Кого еще из насекомых «приручил» человек? Обо всех особенностях нашего взаимодействия с представителями этой самой многочисленной группы животных пойдет речь на лекции.

Фото с сайта: lake-baykal.ru

Домашнее задание:
Подумайте над вопросом, каких насекомых и для каких целей может разводить человек?

Мартыновченко Федор

Сотрудник кафедры энтомологии биофака МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы: фауна и поведение пауков. Ведёт студенческие практики. Много работает с детьми, в том числе в летних лагерях. В Московском зоопарке ведёт кружок «Манулята». Интересуется биологическими заблуждениями.

26 ноября 2016, 12:00 и 14:00

Кошка, которая гуляла сама по себе

Знаете ли вы как были одомашнены собака, лошадь, корова и даже кошка, которая гуляла сама по себе? Что сказано об этом в сказке Редьярда Киплинга? На лекции мы освежим в памяти подробности этой истории и попробуем выяснить, как происходило одомашнивание на самом деле. А еще мы разберемся, чем знакомые нам домашние животные отличаются от своих диких предков. Каким образом возникли эти отличия? Полезны ли они для животных? А для человека? И наконец вместе найдем ответ на самый интригующий вопрос – может ли человек создавать новые виды животных?

Домашнее задание:
Прочитайте сказку Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе" (или "Кот...", в зависимости от перевода; мы рекомендуем перевод, сделанный Корнеем Чуковским). Найдите в этой истории ситуации, которых в жизни точно быть не могло и те, которые могли бы случиться на самом деле.

Тиунов Никита

Выпускник кафедры геоботаники МГУ, преподаватель естествознания в «Хорошколе», руководитель летнего Детского Естественнонаучного Лагеря. Орнитолог-любитель, неоднократный призёр соревнований по спортивной орнитологии.

03 декабря 2016, 12:00 и 14:00

Верховая история

Мы видим лошадей в парках, на картинах, в исторических фильмах и книгах про рыцарей. Кажется, что без этих животных наша история была бы совсем другой. Неужели время лошадей прошло? На лекции мы постараемся разобраться, зачем нужны лошади в крупных современных городах, где и когда появились эти животные, а еще узнаем, остались ли еще на земле дикие лошади.

Домашнее задание:
Представьте, что на свете нет такого животного, как лошадь. Кого бы мог приручить и использовать человек вместо нее?

Голосова Ольга

Зоолог, магистрант биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Область интересов – копытные. Участвовала в изучении поведения популяции одичавших лошадей в ГПЗ "Ростовский".

10 декабря 2016, 12:00 и 14:00

Птицы в истории

Кто такие «корабельные птицы»? Как и зачем придумали писать перьями? Правда ли птицы умеют предсказывать будущее? На лекции мы найдем ответы на эти вопросы и поговорим о роли птиц в жизни людей разных эпох. Ну и, конечно же, разберемся в птичьих повадках и особенностях строения, которые использовал человек.

Домашнее задание:
Как вы думаете, какую роль сыграли петухи и куры при освоении человеком новых земель?

Квартальнов Павел

Зоолог, научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, около 20 лет изучает поведение птиц. Работал в тропических лесах Вьетнама, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах России.

17 декабря 2016, 12:00
18 декабря 2016, 12:00

В гости к манулу

В преддверии нового года мы хотим провести не совсем обычное праздничное занятие. Манул – одно из самых известных и загадочных животных Московского зоопарка, его исторический талисман. На лекции мы узнаем, где живет этот дикий кот, разберемся в его повадках и особенностях. Часть времени мы уделим небольшому творческому мастер-классу, а потом отправимся на территорию и понаблюдаем за показательным кормлением манула!

Алексеичева Ирина

Ведущий зоолог отдела млекопитающих Московского зоопарка. Специалист в области содержания и разведения хищных животных. Является координатором программы ЕАРАЗА (Евро-Азиатская Региональная Ассоциация Зоопарков и Аквариумов) «Изучение, сохранение и размножение манула».

Повтор лекции "Самые заботливые родители"

Цикл № 4 "Детство животных" подходит к концу. Мы знаем, что не все желающие смогли приобрести билеты и абонементы, поэтому 29 октября мы еще раз прочитаем лекцию "Самые заботливые родители". Скоро мы анонсируем следующий цикл лекций и откроем продажи. Следите за обновлениями на сайте.

29 октября 2016, 12:00 и 14:00

Самые заботливые родители

Можно ли пересечь Северный-Ледовитый океан на спине у мамы? Зачем поют киты? Как обустроены их детские сады? У каких морских млекопитающих самые прочные и дружные семьи? Сложно ли накормить детеныша под водой? Обо всем этом вам расскажет специалист по морским млекопитающим Григорий Цидулко.

Фото с сайта: wikipedia.org

Домашнее задание:
Постарайтесь вспомнить как можно больше морских млекопитающих, которых вы знаете.

Цидулко Григорий

Закончил биологический факультет МГУ по двум специальностям зоолог и эколог, занимается изучением китообразных. Работал тренером морских млекопитающих в Московском зоопарке. С 1997 года основной интерес представляет изучение и охрана серых китов в Охотском море. В 2002-2009 годах работал в Международном фонде защиты животных IFAW, занимаясь изучением и охраной морских млекопитающих в России. Член панели независимых экспертов Международного Союза Охраны Природы (МСОП/IUCN).

Цикл № 4 Детство животных

Периодически все мы слышим фразу, что детство — лучшая пора в жизни. Можем ли мы применить это высказывание к животным? Как проходит их детство, и сколько оно длится? Ответы на эти вопросы мы найдем на занятиях, которые пройдут 17 сентября, 24 сентября, 1 октября, 8 октября и 15 октября. А еще вместе с нашими лекторами мы разберемся, какую роль семья играет в жизни разных живых существ.

17 сентября 2016, 12:00 и 14:00

Мир глазами медведя

Все ли мы знаем про медведей и их повадки? Что они едят и где спят? Какую роковую роль человек может сыграть в жизни медвежьей семьи? На лекции мы заглянем в жизнь медведей и поговорим о том, как помочь медвежатам, оставшимся без мамы, научиться жить в дикой природе. Об этом нам расскажет Василий Пажетнов, потомственный биолог, семья которого уже более 20 лет занимается спасением и воспитанием осиротевших медвежат.

Домашнее задание:

Вспомните сказки, в которых фигурирует медведь. Как вы думаете, правда ли медведи сосут лапу во время зимней спячки?

Пажетнов Василий

Окончил РГАУ-МСХА им. Тимирязева поспециальности биолог-охотовед. Является сотрудником центра спасениямедвежат-сирот IFAW. Принимал участие на российских и международныхконференциях, посвященных медведям и окружающей среде.


24 сентября 2016, 12:00 и 14:00

Самые заботливые родители

Можно ли пересечь Северный-Ледовитый океан на спине у мамы? Зачем поют киты? Как обустроены их детские сады? У каких морских млекопитающих самые прочные и дружные семьи? Сложно ли накормить детеныша под водой? Обо всем этом вам расскажет специалист по морским млекопитающим Григорий Цидулко.

Фото с сайта: wikipedia.org

Домашнее задание:

Постарайтесь вспомнить как можно больше морских млекопитающих, которых вы знаете.

Цидулко Григорий

Закончил биологический факультет МГУ по двум специальностям зоолог и эколог, занимается изучением китообразных. Работал тренером морских млекопитающих в Московском зоопарке. С 1997 года основной интерес представляет изучение и охрана серых китов в Охотском море. В 2002-2009 годах работал в Международном фонде защиты животных IFAW, занимаясь изучением и охраной морских млекопитающих в России. Член панели независимых экспертов Международного Союза Охраны Природы (МСОП/IUCN).


01 октября 2016, 12:00 и 14:00

Маленькие родители

Родительское поведение насекомых и других беспозвоночных животных сильно отличается от поведения более близких нам позвоночных. У большинства из них заботы о потомстве нет вообще, а для детей многих видов даже существует опасность быть съеденным собственным родителем! Какие механизмы позволяют таким животным выживать? Но есть среди беспозвоночных и образцовые родители, всерьёз заботящиеся о потомстве. На лекции мы поговорим о некоторых из них и попробуем разобраться в тонкостях этой заботы.

Фото с сайта: wikipedia.org

Домашнее задание:

Вспомните как можно больше представителей беспозвоночных (моллюсков, насекомых, ракообразных и других), заботящихся о потомстве. Что — кроме родительского поведения — отличает их от родственников, бросающих детей на произвол судьбы?

Тиунов Никита

Выпускник кафедры геоботаники МГУ, преподаватель естествознания в «Хорошколе», руководитель летнего Детского Естественнонаучного Лагеря. Орнитолог-любитель, неоднократный призёр соревнований по спортивной орнитологии.


08 октября 2016, 12:00 и 14:00

Детство в гнезде

С самого раннего детства мы знакомы с детенышами птиц — пушистыми утятами на пруду, смешными желтыми цыплятами или выпавшими из гнезда птенцами. Но их разнообразие очень велико, а сами птенцыудивительнее детёнышей многих других животных. Среди них есть такие, кто первые дни после рождения нуждается не только в корме, но и в постоянном обогреве, а меньше чемчерез две недели уже может летать. Есть птенцы, проводящие в гнёздах более года, а есть и те, кто может подниматься в воздух, едва вылупившись из яйца, и навсегда покидает маму с папой, даже не познакомившись с ними. На лекции мы поговорим о разнообразии птенцов и о том, как родители заботятся о них. Также мы узнаем, как птенцы сами могут защитить себя от врагов, если мамы нет рядом.

Фото с сайта: nestwatch.org

Домашнее задание:

Вспомните, какие приёмы защиты птенцов от голодных хищников вы знаете?

Квартальнов Павел

Зоолог, научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, около 20 лет изучает поведение птиц. Работал в тропических лесах Вьетнама, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах России.


15 октября 2016, 12:00 и 14:00

Хладнокровные родители

Строят ли лягушки гнёзда? Куда и зачем каждый год плывут морские черепахи? Что лучше 80 тысяч икринок или всего 5? Кто лучше следит за детьми — мама или папа? Нужно ли вообще следить за ними? Обязательно ли становиться взрослым, чтобы оставить потомство? Чьи дети крупнее своих родителей? От чего зависит пол малышей? Ответы на все эти и многие другие вопросы можно будет узнать из нашего рассказа о том, как амфибии и рептилии выращивают своих детенышей.

Фото с сайта: www.timflach.com

Домашнее задание:

Попробуйте найти ответ на вопрос, почему крокодиловые питоны откладывают икру в воду, а крокодилы строят гнездо на суше?

Гатилов Александр

Ведущий сотрудник Экспериментального отдела мелких млекопитающих, зоолог и орнитолог. Выпускник кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Принимал участие в экспедициях на полуостров Таймыр и в Ненецкий заповедник, где изучал непростую жизнь птиц и зверей тундры. Увлекается террариумистикой.

Цикл № 3 В гости к животным

Мы с вами хорошо представляем себе дома, в которых живет человек — будь то городская квартира, дача, дворец или палатка в лесу. А где прячутся, отдыхают, растят детенышей и спят другие живые существа? Почему они выбирают тот или иной тип жилища? Как создают сложнейшие конструкции, которым позавидуют лучшие инженеры? Чьи дома самые совершенные? На эти и многие другие вопросы мы ответим на лекциях 19 марта, 2, 9, 16 и 23 апреля.

19 марта 2016, 12:00 и 14:00

Самые маленькие строители

К беспозвоночным относится огромное число животных разного уровня развития и образа жизни — от губок и медуз до насекомых и осьминогов. Многие из них строят себе жилища, причём порой удивительно сложные и красивые. На лекции мы познакомимся с самыми примечательными из них. Вместе мы узнаем, как устроен муравейник и термитник, какие бывают норы у пауков и насекомых, как морские черви прячутся от врагов и многое другое.

Фото с сайта: www.foolpix.ru

Домашнее задание:

Вспомните, кто из животных может использовать паутину, а кто может рыть норы?

Мартыновченко Федор

Сотрудник кафедры энтомологии биофака МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы: фауна и поведение пауков. Ведёт студенческие практики. Много работает с детьми, в том числе в летних лагерях. В Московском зоопарке ведёт кружок «Манулята». Интересуется биологическими заблуждениями.


02 апреля 2016, 12:00 и 14:00

Дома под водой

Бывают ли у рыб дома? Зачем они нужны и как выглядят? Как копать под водой без рук и можно ли нанять вместо этого рабочих? Из чего можно построить жилище? Есть ли у подводных квартир сигнализация? Обо всем этом мы поговорим на лекции.

Фото с сайта: www.forwallpaper.com

Домашнее задание:
Подумайте, какие сложности могут возникнуть у рыб при постройке дома?

Соловьев Константин

Зоолог, сотрудник Института Океанологии РАН им. П. П. Ширшова, выпускник Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, специалист по зоопланктону. Аквалангист, подводный гид-биолог, участник различных морских экспедиций.


09 апреля 2016, 12:00 и 14:00

Зачем лягушке гнездо?

Не только птицы и звери строят гнёзда и роют норы — это могут делать и холоднокровные животные. Для чего им это нужно? Как и из чего сделаны такие постройки? Ответы на эти вопросы мы дадим на лекции. А еще вы узнаете про убежища с бронированными люками и черепашьи подземные города!

Фото с сайта: www.relaxpost.ru

Домашнее задание:
Подумайте, для чего животные могут использовать норы?

Гатилов Александр

Ведущий сотрудник Экспериментального отдела мелких млекопитающих, зоолог и орнитолог. Выпускник кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Принимал участие в экспедициях на полуостров Таймыр и в Ненецкий заповедник, где изучал непростую жизнь птиц и зверей тундры. Увлекается террариумистикой.


16 апреля 2016, 12:00 и 14:00

Звериные домики

Звери — наши ближайшие родственники в мире животных, и их отношение к жилищу больше всего похоже на наше. Несмотря на то, что звериные норы, логовища и гнёзда редко поражают воображение своей красотой и размерами, да и вообще обычно не бросаются в глаза, среди них немало таких, о которых вам будет интересно узнать. Например, знаете ли вы, что дальневосточные белогрудые медведи едят в гнёздах, а спят в дуплах?

Фото с сайта theguardian.com

Домашнее задание:
Наверное, не только мне при виде названия этой лекции вспоминается сказка про теремок. Большинство его жителей, действительно, были зверями (то есть млекопитающими). Но если мы продолжим рассматривать эту сказку с точки зрения зоолога, то найдём множество ошибок. Попробуйте найти их как можно больше!

Тиунов Никита

Выпускник кафедры геоботаники МГУ, преподаватель естествознания в «Хорошколе», руководитель летнего Детского Естественнонаучного Лагеря. Орнитолог-любитель, неоднократный призёр соревнований по спортивной орнитологии.


23 апреля 2016, 12:00 и 14:00

Небесные архитекторы

Многие птицы славятся своим архитектурным талантом. Мы поговорим о самых сложных и самых простых птичьих гнёздах, о том, как птицам удаётся прятать кладки и птенцов от врагов, в том числе в тропиках, где так много хищников! А ещё обсудим, кто, кроме птиц, пользуется их постройками, и как птицы, работая над строительством гнёзд, помогают растениям.

Фото с сайта: bowerbird.com

Домашнее задание:
Как вы думаете, какие животные в подмосковных лесах могут использовать птичьи гнёзда для своих целей?

Квартальнов Павел

Зоолог, научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, около 20 лет изучает поведение птиц. Работал в тропических лесах Вьетнама, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах России.

Цикл №2 Среда обитания

Мы часто сталкиваемся с понятием «среда обитания», но не всегда понимаем, что это такое. Среда обитания и населяющие ее живые существа неразрывно связаны друг с другом. Об этой подчиненной законам природы взаимосвязи мы поговорим на лекциях 30 января, 6, 13, 21 и 27 февраля. Вы узнаете, какие удивительнее организмы населяют разные среды обитания, как приспосабливаются к ним и как адаптируют их под себя.

30 января 2016, 12:00 и 14:00

Удивительные обитатели арктических морей

Многие думают, что северные моря — это безжизненные пустыни, где в тёмной холодной воде плавают грустные замерзшие рыбы, а вместо коралловых рифов и цветастых крабиков одно лишь илистое дно. Кажется, все самое интересное обитает в тропиках, в теплых морях где-то в далеких уголках планеты. Но давайте посмотрим, как на самом деле обстоят дела. Оказывается, нас ждут удивительные картины и краски!

Домашнее задание: Попробуйте найти в книгах или в интернете самое необычное животное, характерное только для холодных морей. Узнайте, как оно живет, как растет, чем питается и как размножается.

Семенов Александр

Выпускник биологического факультета МГУ, морской биолог, подводный фотограф и популяризатор науки. Руководит научной водолазной группой Беломорской биологической станции МГУ им. М.В Ломоносова. Сотрудничает с National Geographic, BBC, Discovery Channel и многими другими.


06 февраля 2016, 12:00 и 14:00

Суше не бывает

Что такое экстрааридная пустыня? По каким законам живут обитатели самой сухой части суши? На этой лекции мы поговорим о климатических особенностях пустынь и о длинноухом тушканчике. Это удивительное и загадочное существо, о котором пока довольно мало известно. Мы попробуем немножко подглядеть за его жизнью и узнаем, как можно выжить в экстремальных условиях пустыни. А заодно — о том, как снимаются фильмы о живой природе.

Домашнее задание: Подумайте, какие проблемы встают перед животными в пустыне?

Рюриков Георгий

Выпускник биофака МГУ 2001 года, в настоящее время сотрудник института проблем экологии и эволюции РАН, участник многочисленных экспедиций в Монголию, Туву, Бурятию и по югу европейской части России.


13 февраля 2016, 12:00 и 14:00

Держаться за воздух

Наличие воздуха — необходимое условие для жизни людей и многих других организмов. Но есть ли среди обитателей Земли такие, для которых воздух является «домом», средой обитания? Можно ли сказать, что птицы живут в воздухе? Есть ли в природе существа, более тесно связанные с воздухом, чем птицы? Какую роль играет воздух в жизни растений? Ответы на эти вопросы вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. На лекции попробуем поискать ответы вместе.

Домашнее задание: Вспомните как можно больше разных живых существ из разных групп (не только животных!), способных перемещаться по воздуху. Подсказка: для перемещения вовсе не обязательно поднимать в воздух взрослый организм.

Фото с сайта www.press.princeton.edu


Тиунов Никита

Выпускник кафедры геоботаники МГУ, преподаватель естествознания в «Хорошколе», руководитель летнего Детского Естественнонаучного Лагеря. Орнитолог-любитель, неоднократный призёр соревнований по спортивной орнитологии.


21 февраля 2016, 12:00 и 14:00

Как выжить на стыке стихий?

Кто обитает на границе воды, суши и воздуха? Каково это по четыре раза в день менять среду обитания? Могут ли рыбы обходиться без воды, как пережить отлив и не засохнуть? Обо всем этом мы поговорим на лекции про литораль.

Домашнее задание: Как вы думаете, что делают прибрежные морские животные во время отлива?

Тертицкая Александра

Закончила биологический и педагогический факультеты МГУ в 2005 году. По специальности — зоолог беспозвоночных, изучает ценные виды ракообразных — крабов, раков и креветок, их разведение и содержание в аквариумах и в больших рыбохозяйственных комплексах. Участвовала в экспедициях на Белое и Баренцево моря. Увлекается дайвингом.


27 февраля 2016, 12:00 и 14:00

Воссоздавая природу

Все мы знаем, что человек влияет на окружающий нас мир. Но можем ли мы создать абсолютно новую искусственную среду обитания и зачем это нужно? Чем она отличается от естественной? Как сделать так, чтобы домашним животным жилось хорошо? Для чего сотрудники зоопарка изобретают разнообразные игрушки и головоломки для животных? Обо всем этом и о том, почему мы в ответе за тех, кого приручили, мы поговорим на лекции.

Домашнее задание: Какое животное вы бы хотели завести дома? Подумайте, что ему было бы нужно для нормальной жизни?

Гатилов Александр

Ведущий сотрудник Экспериментального отдела мелких млекопитающих, зоолог и орнитолог. Выпускник кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Принимал участие в экспедициях на полуостров Таймыр и в Ненецкий заповедник, где изучал непростую жизнь птиц и зверей тундры. Александр увлекается террариумистикой.

Цикл №1 Порядок в природе

Мир вокруг нас подчиняется определённым законам, и многие события в нем цикличны. Времена года, смена дня и ночи, фазы луны, приливы и отливы на море… даже летние каникулы в школе! А как цикличность проявляется в жизни животных? Кто и по какому графику живет? Об этом вы узнаете на первых четырех занятиях в Детском лектории: 28 ноября, 5, 12 и 19 декабря, а 26 декабря, на последней в этом году лекции, вас ждет новогодний сюрприз.

28 ноября 2015, 12:00 и 14:00

Как облететь мир и не заблудиться?

Почему птицам не живется на одном месте? Где встречает Новый год ласточка, и откуда приносят весну грачи? Можно ли долететь от Арктики до Антарктики? Что делают перелетные птицы в зоопарке? На лекции мы вместе найдем ответы на эти вопросы и разберемся, зачем птицы каждый год преодолевают сотни и даже тысячи километров и как они находят дорогу домой.

Домашнее задание: вспомните, каких птиц вы видите летом, а каких зимой. Они разные или одинаковые? Как вы думаете, почему так происходит?

Гатилов Александр

Ведущий сотрудник Экспериментального отдела мелких млекопитающих, зоолог и орнитолог. Выпускник кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Принимал участие в экспедициях на полуостров Таймыр и в Ненецкий заповедник, где изучал непростую жизнь птиц и зверей тундры. С 2003 по 2012 год вёл зоологические кружки для школьников в Московском дворце пионеров.

Александр увлекается террариумистикой. У него дома живут тропические амфибии, пауки, скорпионы, муравьи и гекконы. Любимое домашнее животное Александра — сова сипуха.


05 декабря 2015, 12:00 и 14:00

Где раки зимуют?

Как живет пруд зимой? Что происходит с его обитателями под толщей льда? Как дожить до весны в таких непростых условиях? Что есть и чем дышать? Рядом с нами в реках, прудах, озёрах и лужах живут удивительные существа. Это целый мир, так непохожий на наш. Но зимой этот мир замирает. Как подводные обитатели справляются с холодом, темнотой и ежегодным исчезновением летнего мира мы узнаем на лекции.

Домашнее задание: как вы думаете, что делают рыбы зимой? Почему удается подледная рыбалка?

Марьинский Вадим

Выпускник биологического факультета МГУ и сотрудник кафедры Гидробиологии. Преподает в школе «Интеллектуал» и ведет кружок «Манулята» в Московском зоопарке.


12 декабря 2015, 12:00 и 14:00

Как уснуть на полгода?

Порой нас будят со словами «вставай, ты так всю жизнь проспишь», но для кого-то проспать большую часть жизни — единственный способ выжить. Как подготовиться к такому долгому сну, и для чего он нужен? Куда пропадают ежи зимой? Откуда появилось выражение «спит как сурок»? Бывает ли спячка не только зимней? На лекции мы узнаем, что происходит с животными, пока они спят, и сможем посмотреть на некоторых «сонь».

Домашнее задание: каких животных, впадающих в спячку, кроме медведя вы знаете?

Тумасьян Филипп

Ведущий зоолог экспериментального отдела мелких млекопитающих, териолог. Кандидат биологических наук, выпускник кафедры зоологии РГАУ МСХА им. К. А. Тимирязева. В зоопарке Филипп работает с грызунами, насекомоядными, мелкими хищниками и неполнозубыми. Среди его подопечных — броненосцы и ленивцы.


19 декабря 2015, 12:00 и 14:00

Две жизни в одной

Почти каждый день мы видим живых существ, которым удается прожить две разные жизни. Не верите? Речь идет о насекомых. Жизненный цикл у большинства из них устроен таким образом, что личиночная и взрослая стадии выглядят и живут совершенно по-разному. Почему так произошло, и какой в этом смысл? Как гусеница становится прекрасной бабочкой? Чьи превращения самые удивительные? На лекции мы узнаем про разные виды личинок и поймем, почему насекомые с непохожими на взрослых особей личинками лучше приспособлены к выживанию.

Домашнее задание: личинок каких насекомых вам доводилось находить на прогулке, на даче или в помещении? Подумайте, у каких еще животных детеныши так сильно не похожи на взрослых особей?

Мартыновченко Федор

Сотрудник кафедры энтомологии биофака МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы: фауна и поведение пауков. Ведёт студенческие практики. Много работает с детьми, в том числе в летних лагерях. В Московском зоопарке ведёт кружок «Манулята». Интересуется биологическими заблуждениями.


26 декабря 2015, 12:00 и 14:00

Самый холодный Юг

В канун нового года мы отправимся в захватывающую экспедицию в Антарктиду — самый высокий и самый ветреный континент с самым суровым климатом. В Антарктиде нет постоянного населения, но в зависимости от сезона там проживает до 4 тысяч исследователей со всего мира. Чем они там занимаются? Что есть и что носить, когда за окном полярной станции -50 градусов? Доводилось ли кому-то встречать новый год в Антарктиде? Обо всем этом мы узнаем на лекции.

Фото с сайта poputnogo.ru

Цидулко Григорий

Закончил биологический факультет МГУ по двум специальностям зоолог и эколог, занимается изучением китообразных. Работал тренером морских млекопитающих в Московском зоопарке. С 1997 года основной интерес представляет изучение и охрана серых китов в Охотском море. В 2002-2009 годах работал в Международном фонде защиты животных IFAW, занимаясь изучением и охраной морских млекопитающих в России. Член панели независимых экспертов Международного Союза Охраны Природы (МСОП/IUCN).

Если вам не хватило билета, вы можете записаться в лист ожидания, и мы пришлем вам письмо, как только у нас появятся места.