Купить билет на Новый год Новогодняя активность VIII международная конференция по обогащению среды

VIII международная конференция по обогащению среды

На базе зоопарка Шёнбрунн (Вена) в начале августа 2007 года проходила VIII международная конференция по обогащению среды животных в зоопарках. В ней приняли участие более двухсот человек, было заслушано 48 докладов, представлено 51 стендовое сообщение и продемонстрированы 5 видеофильмов. Наиболее представительные делегации имели бразильские, английские, японские и российские зоопарки. Московский зоопарк был представлен одним устным (С. Попов) и тремя стендовыми (И. Алексеичева, Е. Непринцева и О. Ильченко, В. Остапенко) докладами. Докладу И. Алексеичевой была присуждена первая премия в конкурсе стендовых сообщений.
В ходе конференции обсуждались наиболее важные на сегодняшний день проблемы, которые решаются в ходе работы по обогащению среды. Наряду с традиционной разработкой новых приемов и методов обогащения и оценкой их эффективности, на первый план выходят работа с персоналом (как с киперами, так и с администрацией) по внедрению программ обогащения и руководству такими программами. Очень важным для благополучия животных признан правильный стиль общения киперов со своими подопечными, позволяющий животным ощущать возможности своего контроля над окружающей средой. В этой связи бурно развивается применение дрессировки (тренинга) с положительным подкреплением как средства повышения благополучия животных. Участники конференции отмечали необходимость разработки теоретической базы для работ по обогащению среды.
Мы приводим изложение некоторых вопросов, поднятых на конференции.

Теория
Теоретические основы обогащения среды затрагивались в 4-х докладах и в 4-х стендовых сообщениях, причем лишь один из докладов (S. Popov) был полностью посвящен вопросам теории. В его докладе сформулирована мысль, что общей причиной поведенческого неблагополучия животных в неволе может быть отклонение от оптимального уровня возбуждения/стресса. Предложены принципиальные пути возвращения к нужному уровню, как через повышение, так и через понижение стимуляции. Соответственно, предложено говорить не о «обогащении», а об «оптимизации» среды обитания животных в зоопарках.

J. Rawlins и K. Coleman пытались решить проблему привыкания приматов к объектам обогащения с помощью эффекта новизны. Проверяли, сделает ли предметы обогащения более привлекательными, если изготавливать их более уникальными, т.е. непохожими друг на друга. Результаты говорят о том, что новизна – важный фактор обогащения, и ротация предметов обогащения может продлевать их использование.
Таким образом, переменные, определяющие скорость привыкания, это 1) «важность» стимулов (=характер внешнего подкрепления) и 2) их «новизна». На скорости привыкания сказывается режим подкрепления.
E. Neprintceva и O. Iltchenko рассмотрели влияние отзывчивого человека-наблюдателя на процесс поведенческой адаптации «проблемных» животных. После провоцирования наблюдателем активной исследовательской реакции на человека у этих животных появлялись элементы активного адаптационного поведения: более полное освоение доступного пространства, принятие пищи, спокойное реагирование на рутинные процедуры обслуживания.
N. Suda и U. Yoshikazu в своем докладе ставят вопрос о противоречии данных о пищевом обогащении среды теории оптимального фуражирования. В неволе животные при возможности выбора часто отказываются от самого легкого и эффективного способа получения пищи в пользу более сложного и энергозатратного. Они проверяли, будут ли усилия по добыванию еды соответствовать аппетиту животных. Результаты подтверждают, что выбор капуцинами тактики отказа от «дармового вознаграждения» может не зависеть от аппетита животных.

Дрессировка
Дрессировке (трэйнингу) как средству обогащения среды и, конкретнее, оптимизации взаимоотношений человека и животного, посвящено 6 докладов, 7 стендов и один видеофильм. Общее мнение, что дрессировка (трейнинг) – одно из наиболее действенных способов обогащения среды, или даже самостоятельное воздействие, равное по значимости обогащению. Анализу дрессировки как явления посвятили свои доклады Caterina Spiezio, Eveline Dungl и Gail Laule et al. Отмечено, что роль дрессировки в зоопарках существенно изменилась в последнее время. Во всех докладах подчеркивалось, что пищевая депривация недопустима, благотворным воздействием обладает только дрессировка с положительным подкреплением, причем и она должна проводиться так, чтобы животное могло в любой момент времени прервать контакт с человеком и уйти. Подобная дрессировка рассматривается как инструмент повседневного ухода. Она может компенсировать дефицит стимуляции в неволе, дает такие выгоды, как сотрудничество, улучшение состояния животных, снижение стресса, облегчение повседневного ухода и медицинских процедур без обездвиживания и анестезии, социализация. С ее помощью также решают задачи исследований и организуют представления для публики.

Дрессировка в целях исследований может использоваться как повседневное обогащение, улучшающее благополучие животных - участие макак и лемуров в экспериментах по социальному обучению оказалось удачным обогащением и положительно воздействовало на поведение животных (снижало агрессивность и стресс). В стендовом докладе Sgai M.G.F.G. и Pizzutto C.S. et al. дрессировка мармозеток сдавать мочу индивидуально в специальном деревянном ящике с сетчатой задней стенкой и выдвижным поддоном, помимо решения научных задач, также послужила обогащением среды животных.
Отдельный вопрос – общение животного с человеком в ходе дрессировки. В докладе Susan Lutter утверждается, что такое общение повышает чувство контроля у животных и является «внутренним обогащением». Они предлагают обучать киперов технике общения с животными (гориллами) языком жестов и голосом. Создан видео-словарь знаков. Пример благотворного воздействия общения с человеком и тренинга на уровень жизни человекообразных обезьян показан в фильме Cristiane Pizzutto.
В остальных сообщениях рассматриваются конкретные примеры дрессировки зоопарковских животных: гигантских черепах приучали перемещаться по указаниям тренера (Marlena Diana), у макао с помощью специального тренинга удалось снизить стресс при хендлинге (Prist P. R. et al.), а у попугаев – повысить уровень естественного поведения (Stefan P. и Dungl E.). В "Ночном сафари" Сингапурского зоопарка у животных на экспозиции при помощи дрессировки старались вызвать желательные формы активности (Ling W.P.). Maier A. иColeman K. показали, что в лабораторных условиях тренинг по методике положительного подкрепления для рутинных процедур по уходу и даже простое присутствие около клетки наблюдателя снижают уровень стереотипии макак резусов.

Оценки состояния животных

Цель обогащения среды – повышение благополучия животных, однако само понятие «благополучие» достаточно сложно определяемо и очень сложно оцениваемо. В большинстве случаев о благополучии животных в зоопарках и эффекте обогащения среды судят по поведенческим показателям.
Два доклада на конференции были посвящены проблемам таких оценок. Jill Mellen утверждала, что оценить состояние животного по его внешнему виду возможно только на основе антропоморфного сопереживания, но и при таком подходе практически невозможно без учета контекста и без знания видоспецифических особенностей внешних проявлений мотивационно-эмоциональных состояний. В качестве иллюстрации была продемонстрирована подборка фотографий животных, чье эмоциональное состояние предлагалось оценить слушателям. Большинство оценок были ошибочны.

Социальное обогащение

Связь обогащения среды с социальными взаимоотношениями животных представляет особый аспект проблемы, затронутый в нескольких докладах. Два из этих докладов, где рассматривали применение дрессировки для коррекции социальных отношений, упомянуты выше в разделе «Дрессировка». Кроме того, Signe Preuschoft в своем докладе описывал поведения раздела пищи у шимпанзе и пришел к выводу, что зоопарки не должны опасаться агрессии при совместном кормлении и должны создавать шимпанзе возможности для раздела пищи. Kathryn Yochis, рассматривая программу реабилитации гималайских медведей после желчегонных ферм, приходит к выводу, что обогащение не только способствует нормализации психики и поведения, но и позволяет стабилизировать группы медведей.
Christine Hrubesch исследовала социальное продвижение способов добывания корма из кормушек-головоломок в двух группах шимпанзе. Выбор техники не зависел от того, что видело в настоящий момент конкретное животное и от того, какую технику использовали его друзья и доминант группы. Каждый пользовался палочками так, как у него лучше всего получалось. Когда применение эффективной техники искусственно сделали невозможным, то «специалисты» в этой технике просто потеряли интерес к задаче.
Самцы и самки были одинаково способны к инсайту. Успех в одном способе добывания пищи предотвращал попытки найти другой способ, но социальное обучение облегчало такие попытки.

Посетители
Связь обогащения среды зоопарковских животных с посетителями в действительности содержит две проблемы: восприятие посетителями животных, реагирующих на обогащение среды, и восприятие животными посетителей, в том числе и как источника обогащения среды. Оба эти аспекта представлены в материалах конференции.

Joanna Bishop et al., изучая, чем определяется привлекательность животных для посетителей, обнаружили влияние двух факторов – активности и харизматичности. Харизматические животные привлекают людей независимо от активности, но активные больше. Не харизматические привлекают только, если активны. В свою очередь активность прямо связана с обогащением. Bosso P.L. et al., рассматривая обогащение среды как обучающий ресурс для природоохранных образовательных программ, показали, что публика (по крайней мере, в Бразилии) начинает понимать, что предсказуемая среда без изменений и неожиданности может поставить под угрозу благополучие животных. Для того, чтобы посетители могли осознать важность обогащения среды, разработан проект, который связывает работу по программе обогащения поведения животных в зоопарке Сан-Пауло с деятельностью подразделения по экологическому образованию Департамента по делам Образования и Общественности.
В зоопарке "Мир животных" Флоридского Диснейлэнда, по сообщению Hilpman G., команда киперов устраивала в послеобеденное время показательные обогатительные сессии, что вызывало интерес зрителей и позволяло объяснять им различные вопросы, связанные с животными.
Gaby Schwammer рассказала о работе просветительного отдела Венского зоопарка (отдел открыт в 1977 г.). Посетители, в первую очередь дети, под руководством инструкторов (в основном студентов-практикантов) делают предметы для обогащения, затем наблюдают за эффективностью применения этих предметов. В этой работе участвовали до 500 детей вместе с родителями, объединенные в группы по 20 человек. Получается дешево, удобно и с максимальным воспитательным эффектом. Конкретные программы обязательно обсуждаются просветителями с кураторами и киперами.
Seveghenian. E., P.L. Bosso и R. Tabach в своем стендовом докладе рассматривают роль посетителей как стрессирующего фактора и возможности нейтрализовать действие этого фактора при помощи обогащения среды. Для снижения стресса выдрам предоставляли средства обогащения, повышающие контроль над средой. Однако, оказалось, что публика, создавая сильный шум перед вольерами, мешала животным взаимодействовать с предметами обогащения.

Работа с персоналом
Серьезной проблемой деятельности по обогащению среды в большинстве зоопарков оказывается работа с персоналом. Этой проблеме на конференции было посвящено большое число докладов. Рассматривались вопросы о том, как убедить киперов в необходимости заниматься обогащением среды, как убедить в этом же администрацию, как наладить взаимодействие между разными службами зоопарка, как добиться оптимального стиля общения киперов с животными. Последнему вопросу было уделено особенное внимание.
Marianne Hartmann на примере работы с лесными котами показала, что кипер – ключевой фактор среды животного в неволе, хотя это часто игнорируется. Нормальный кипер не должен вызывать у животных панику, должен постоянно с ними общаться (говорить), устанавливая доверительные отношения. Даже в идеальных условиях содержания неправильное (не отзывчивое) поведение кипера резко снижает благополучие животного. Так что благополучие складывается из двух составляющих: условий содержания и взаимоотношений с кипером. По данным Pizzutto C.S., Nichi M., Sgai M.G.F.G. et al. позитивные взаимодействия самки шимпанзе с человеком привели к снижению уровня стресса и восстановлению половой функции. Центральную роль кипера в обогащении среды и необходимость поддержки инициатив киперов в этом вопросе подчеркивала в своем докладе и Vicky Melfi.
В других докладах были рассмотрены разные аспекты подготовки, обучения и методического обеспечения персонала для работы по обогащению. Carsten Knottрассказала о системе обучения зооперсонала в Германии, которая занимает три года. Всех студентов учат всем основным зооспециальностям (в т.ч. техническим навыкам), отдельные занятия посвящены методам обогащения среды. В докладе Camilla Norgaard говорилось о подготовке «профессиональных обогатителей» в зоопарке Копенгагена. Там разработаны четыре уровня мастерства: от основ понимания концепции обогащения до самостоятельной разработки киперами программ обогащения в соответствии с обогатительной политикой зоопарка.

Chang T.R., M.A. Bloomsmith, T.L. Maple показали, что целенаправленная методическая помощь, призванная стимулировать сотрудников зоопарков, непосредственно ухаживающих за животными, более активно использовать в своей работе поведенческое обогащение и дрессировку, не изменила время, затрачиваемое персоналом на поведенческое обогащение, но повысила его качество.
Со временем инициатива и энтузиазм сотрудников в отношении участия в программах обогащения спадают, этой проблеме был посвящен доклад Marty MacPhee. В их случае воспользовались рекомендациями психологов по поддержанию взаимного интереса супругов из длительно существующих пар. Создали группы для обучения и координации для управляющих (администрации) и для киперов. Встречи и совещания стали проводить не «по потребности», а регулярно. Создали специальную рабочую группу для поддержки сотрудников, занимающихся обогащением среды. Интерес удалось восстановить.
Margaret Whittaker рассказала о проблемах координации между разными подразделениями, необходимости принятия правильных и реалистичных управленческих решений.

Менеджмент обогащения
Вопросы организации программ по обогащению среды и управления этими программами оказались в центре внимания многих докладов.
Обзорный доклад был сделан Margaret Whittaker, которая рассмотрела управление поведением (Behaviour management) как всесторонний подход к улучшению благополучия животных в неволе. В развитии этого подхода она выделила две революции: применение обогащения среды и дрессировку с положительным подкреплением.
Главные сложности управления поведением связаны с проблемами координации между разными подразделениями, правильным выбором и применением способов управления, обучением персонала и реалистичностью принятых программ. Необходима система подготовки персонала для работы с поведением животных.
Monika Fiby et al. рассказала на примере реконструкции Парижского зоопарка, как обогащение среды должно закладываться уже на этапе планирования зоопарка.

Valerie Hare et al. обратила внимание на возможные издержки и опасности обогащения среды. В своем докладе она подчеркнула, что необходимо делиться с профессионалами негативной информацией о последствиях обогащения, чтобы предостеречь от повторения ошибок. Для избегания неприятных последствий рекомендуется: 1) как можно больше консультаций с компетентными людьми (прежде всего с киперами); 2) постараться предусмотреть самые неприятные сценарии; 3) многократно испытывать новые методы обогащения под контролем прежде, чем ввести их в повседневную практику; 4) собирать информацию отовсюду и ежедневно проверять практику обогащения.
В стендовом сообщении Grosse K. et al. сделана попытка оценить разные способы пищевого обогащения с позиции затраты – выгоды. Сравнили, сколько времени животное манипулирует с объектом, а также стоимость и затраты времени на изготовление объекта. Наиболее рентабельным оказался бумажный мешок. По сравнению с очень популярным и дорогим, но далеко не для всех особей эффективным "проблемным ящиком" все четыре исследованных объекта были дешевы в изготовлении и при этом довольно эффективны для всех исследованных особей.
Kment C. сообщила о том, что рисунки орангов, созданные ими в ходе обогатительных программ, впоследствии были проданы, а деньги пошли на переоборудование вольеры.

Практика применения методов обогащения среды

Рыбы
Обогащению среды рыб было освящено два доклада. Michael Kuba et al. показал, что обогащение скатов-хвостоколов новыми объектами и небольшие изменения в повседневной рутине ухода способствуют развитию форм социально-иследовательской активности скатов и могут благотворно действовать на их поведение. Johannes Peschke сделал доклад, посвященный анализу ситуации с обогащением среды рыб. В докладе показано, что рыбы имеют эмоционально-ментальные потребности, но понятие «благополучия» для рыб мало разработано, оценить его сложно. Единственный индикатор состояния – поведение. Обогащение должно предотвратить «болезни содержания» и обеспечить нормальное поведение. Приведен пример, когда удалось снизить агрессию у рифовых рыб, увеличив размер аквариума и введя контролируемое беспокойство (тень над аквариумом, посетители).

Рептилии
Cynthia Fernandes Cipreste
сделала доклад об обогащении среды для рептилий. Рептилии сильно реагируют на внесение новых стимулов. Подкладывая в клетки змей отрезки бамбука с запахом крысы или куски змеиной кожи, вызывали соответственно хищническое или территориальное поведение. Аналогичные изменения наблюдали у ящериц, черепах и других рептилий, которые становились более активными и демонстрировали более разнообразное поведение.

Птицы

Anne Helme в ходе исследования физического и умственного обогащения для грачей пришла к выводу, что прежде, чем определять характер обогащения, необходимо тестировать физические и когнитивные способности вида.
Dagmar Werdenich, работая с новозеландскими попугаями кеа, обнаружил, что для этого вида обогащение особенно эффективно в сочетании с адекватными социальными взаимодействиями (тест на кооперативное решение задачи).
Leiva M., P.L. Bosso, A.M. Beresca и F.J.V. Guida применили 9 видов обогащения хищных птиц в зоопарке Сан-Пауло., из которых птицы реагировали больше всего на бревно с кормом, замороженных крыс и звуки других птиц. Птицы увеличили время кормодобывающей активности, стали проявлять более спокойное отношение к посетителям и естественную активность, ранее не отмеченную в вольерах: вокализацию, охрану пищи и репродуктивное поведение.
Prist P. R. et al. добились увеличения исследовательской активности макао, применяя как интерьерное обогащение: деревья, горшки с растениями, шесты, жерди и деревянные подвески; так и кормовое: смена мест кормовых точек, подвешивание кокосов и глиняных брикетов, различные способы подачи кормов. В другой работе те же авторы успешно использовали обогащение (разные способы подачи корма, визуальные и запаховые стимулы, такие как зеркала, растения, записи с криками сов) для реабилитации ручных сов без постоянного контакта с людьми.

Млекопитающие

Слоны и носороги

В сообщениях, посвященных обогащению среды для слонов, подчеркивалось, что слоны, имеющие выраженные пики ночной активности, остро нуждаются в круглосуточном обогащении. Рекомендуют автоматические кормушки, работающие круглосуточно. Наличие таких кормушек особенно важно для животных, изолированных от группы (Angela Stoeger-Horwath). Katrine Friholm кроме того отмечает, что слоны должны каждый день получать элементы новизны в вольере; самки и молодые никогда не должны быть ограничены в возможности получения социальных контактов; дрессировка (тренинг) желательна каждый день; в любое время слоны должны иметь возможность прервать контакт (с конспецификом, кипером или публикой) и уединиться для отдыха.
Эти требования легли в основу новой экспозиции в Копенгагене: «кормовые станции» (в дырку можно засунуть хобот и шарить им в разных направлениях в поисках корма), песчаный грунт (внутри и снаружи, что важно для груминга) и бассейн, «раздатчик новизны» (устройство, из которого слоны могут извлекать различные, новые для них, предметы). Legrand A. приводит оценку 2-х способов кормового обогащения для слонов: прятанье пищи в бетонную трубу и разбрасывание орехов по земле в вольере. Предложенные способы вызывают естественную кормодобывающую активность и в комплексе не вызывают привыкания у слонов.
Martina Pertl давала индийским носорогам пластиковые мячи диаметром 30 см, обрезки бревен 2 м длиной, 20 см диаметром и канистры 100-150 л объемом. Каждый объект предъявляли один раз на два дня, между опытами делали суточный перерыв. 3 носорога сильно реагировали – играли, исследовали и т.п., 2 совсем не реагировали.

Хищники

Медведи

Chien-Jen Yang рассказал, что в зоопарке Тайпея (Тайвань) для гималайских медведей предоставляли чесалки, платформы на пружинках; бочки-пазлы с 2 уровнями (трясут – высыпается); гамак, в который кладут яблоки; шины, надетые на бревно, в которые прячут корм.

Кошки

Для обогащения среды кошачьих в различных зоопарках применялись: помет потенциальных жертв или крупных травоядных, в некоторых случаях помещенный в холщовые мешки (Bishop J.K. et al., Paula D. R., C.S. Pizzutto et al.); специфические запахи (хоря, душистого перца) на объектах разной текстуры (Merrington Jon); пропитанная кровью ткань, натуральные и копченые кости коров, ящики с внутренностями коров, кровяное мороженое (Paula D. R., C.S. Pizzutto et al.); пищевые мячи (поликарбонатный мяч с дырой), прятанье корма в куче веток, подвешивание корма на веревке и разбрасывание пищи по вольеру (Simonetta Nove); специальные деревянные конструкции различной формы для усложнения среды во временных условиях содержания (Alekseicheva I.), 20-дюймовые буммер-боллы (Bishop J.K. et al.) и «непредсказуемую искусственную добычу» (непредсказуемо двигающаяся тележка с закрепленным на ней кормом – «лайнровер», описание наwww.lionrover.com (Jones Mark Kingston). Об эффективности обогащения судили по снижению времени отдыха и доли аномальной активности (пейсинг, закидывание и избыточное вылизывание), повышению доли нормальной активности, увеличению разнообразия поведения, усилению маркировочного, исследовательского и охотничьего поведения.
Показано, что животные сильнее реагируют на объекты из материалов с высокой степенью податливости (мешки, дерюга, канаты). Буммер-боллы не повлияли на долю отдыха в бюджете львов (Bishop J.K. et al.), а «лайнровер» наиболее полно стимулирует охотничье поведение (Jones Mark Kingston).

Псовые
Привлекает внимание, что наиболее популярный для усилий по обогащению среды вид псовых – гривистый волк. Этому виду посвящены 4 из 7 докладов об обогащении псовых. Возможно, это связано с активной работой по обогащению среды бразильских зоопарков, а возможно с тем, что стереотипия гривистых волков представляет проблему для многих экспозиций. Angelica Vasconcellos представила данные об отсутствии у гривистых волков предпочтения вольер с постоянными кормушками по сравнению с вольерами, в которых разбрасывают пищу.

Sgai M.G.F.G. и Pizzutto C.S. et al. описывают случай обогащения среды одиночного самца гривистого волка, которому для стимулирования видоспецифического поведения предоставляли обработанные кости, кокосовые орехи, мороженное из говяжьего ливера, сырые яйца и т.п., причем, объекты, к которым животное привыкало, заменялись более сложными. Волк сократил постоянную локомоторную активность, которая занимала у него много времени, стал чаще и интенсивнее исследовать вольеру, повысил уровень кормодобывающей активности и стал меньше использовать убежище. В работе с другой парой гривистых волков тем же авторам удалось добиться уменьшения части вольера, где проявлялась стереотипия, после помещения корма на ветки деревьев, в тряпичные сумки, ящики, ПВХ трубы или в сердцевине овощей. Bosso P.L. и A.M. Beresca показали, что обогащение среды существенно улучшило состояние слепого гривистого волка.
Помимо гривистых волков обогащение среды применяли для рыжих лисиц (режим кормления: более одного типа корма, маленькие порции, непредсказуемое время и место кормления, кормление несколько раз в день (Claudia Kistler); лисиц-крабоедов (комплексное обогащение среды: интерьерное – бревна, ветки, листву, деревянные тоннели; кормовое – фрукты, спрятанные в листву, фрукты, заполненные мясом, подвешенные куски мяса; стимулирующее – мыши в пластиковых бутылках, разбрызгивание крови по вольере, засушенные растения в разных точках вольеры (Amorim H.P.C., Janini A.E., Pizzutto C.S.) и динго («ящики для рытья» - сбитые из досок коробки, заполненные сыпучим грунтом; ветки с запахом коалы, ароматические масла и специи (Adrian Mifsud).

Приматы

Антропоиды
Человекообразные обезьяны – традиционно основной объект мероприятий по обогащению среды обитания. В докладах обсуждалась конструкция вольер (Carsten Knott, Yamazaki S.) – усложнение пространства по вертикали, сетки на стенах внутренних помещений, во внешних вольерах не бетон, а грунт, во внутренних в качестве подстилки – кора, гнездовой материал, канаты и гамаки, все обезьяны содержатся только за стеклом. В качестве предметов для манипуляций обезьянам предлагали пластиковые конструкции типа больших моделей молекул (несколько сцепленных сфер), пластиковые трубы с едой, корм на сетках, еда максимально разнообразна (попкорн, сок и т.п.), игрушки, проблемные ящики (Carsten Knott), закрытые картонные коробки, заполненные опилками, газетами и журналами, тряпками, бумагой, сухофруктами, свежими овощами и фруктами, зерном и семечками; искусственный термитник с медом, ПВХ трубки, заполненные медом и сушеными грейпфрутами; резиновые мячи и баллоны, морские кранцы; зеркало 90х40 см; морские полые буи с отверстиями, наполненные сушеными грейпфрутами; подвешенные пожарные рукава, лестницы и гамаки, сделанные из пожарных шлангов, канаты и надувные шины; шары, сплетенные из пожарных шлангов (Zaragoza F. et al.). В ряде случаев обогащение не давало ожидаемого эффекта. Так, пищевое обогащение не привело к снижению стереотипии, копрофагии и поведения хватания детенышей у бонобо; шимпанзе и гориллы практически игнорировали предлагаемое им зеркало (Zaragoza F. et al.).
В зоопарке Франкфурта антропоиды имеют свободный доступ во все части своего помещения. В бассейн во внутреннем помещении орангов пустили рыбок. За стеклом вольера установили телевизор, которым животные могут управлять (включать-выключать и регулировать громкость) с пульта из клетки (Carsten Knott).

О положительном эффекте обогащения судили по повышению доли кормодобывающего поведения и социальной игры, снижению частоты нежелательного поведения (неактивность, ковыряние глаз, выщипывание волос, закручивание ушей и расцарапывание) (Kalnova J. & Lhota S.), снижению частоты отдыха и социального поведения, увеличению частоты кормового поведения и повышению разнообразия локомоторной активности, исследовательского поведения и манипулирования (Zaragoza F. et al.). Психическое благополучие считали тем более высоким, чем более новым и сильным должен быть стимул, чтобы вызвать страх и подавить исследовательскую активность. У горилл и шимпанзе после обогащения среды на фоне благоприятных изменений в бюджетах времени уменьшилась доля социального поведения. В то же время, у горилл снизилась локомоторная и кормовая активность, которая заметно повысилась у шимпанзе (Zaragoza F. et al.) У шимпанзе чистка вольер моечными машинами не снижает положительные эффекты обогащения, а присутствие незнакомого кипера повлияло отрицательно, увеличив долю нежелательного поведения, но в то же время повысило долю кормового поведения (Kalnova J. и Lhota S.).

Приматы Нового Света

Основным методом обогащения среды для приматов Нового Света были «проблемные ящики» различных, часто очень простых и оригинальных конструкций. Такие конструкции описаны в докладах Luz Maria (кормушки-головоломки из дерева и бамбука), Alejandro P. Joze и Nahiri R. Baretto (бамбуковые ящики с проростками (спраутом), Hildebrand S. et al. (пластиковый контейнер, блок из 8 канистр с завинчивающимися крышками и установка с разным числом выдвижных ящиков). Кроме того, положительный эффект давало перемешивание корма с подстилкой – древесными стружками (Adair Brittany и Caitlin Halligan), опадом листвы и травой (Mitsuya S., Yoshikazu U. и Shohei T.), корой (Perez F. J. и Gomez C.). В результате у бурых капуцинов достоверно повысилась средняя продолжительность кормления и снизилась частота закидываний головы и средняя продолжительность пейсинга; у игрунок повысился уровень социальных контактов и прекратились уринация и дефекация на кормовые столики, у ревунов появилось поведение, свойственное древесным видам (Prist P. et al.). Miura N. et al. и Shohei изучали влияние направления и толщины канатов на поведение капуцинов. При вертикальном расположении капуцины предпочитали 3 см канаты, возможно, это более подходящая толщина для лазания. Perez F. J. иGomez C. в своем стендовом сообщении описывают специальные методы обогащения и тренинга для паукообразных обезьян, черного ревуна и саймири.

Прочие

Ajit Pattnaik. В зоопарке Нанданканан, Индия удалось добиться успешного размножения индийского панголина после того, как животным дали возможность рыть норы и стали кормить их живыми муравьями.
В двух докладах подчеркивалась важная роль самых разных видов облиственных веток в обогащении среды (Margarete Hawkins, Vladimir Ostapenko).
Fay Clark описывала обогащение для смешанных экспозиций Ночного мира, выделяя элементы, требующие видовой специфики и универсальные методы обогащения.
S. Bogdarina в своем стендовом докладе показала, что при обогащении среды для мангустов чрезвычайно эффективно применение кусков коры разных размеров.

Следующая, IX конференция по обогащению среды состоится в 2009 году в зоопарке Пэйнтона (Великобритания).

Дополнительная информация по адресу ICEE9@paigntonzoo.org.uk или на сайтах www.reec.info и www.enrichment.org .

автор: С.В. Попов, Е.С. Непринцева, И.А. Алексеичева