Проведение занятий по абонементам с группами школьников

Одним из приоритетных направлений просветительной деятельности Московского зоопарка с самого начала была и остается работа со школами и другими учебными заведениями, в частности, экскурсионное обслуживание школ. Обзорные и тематические учебные экскурсии по обеим территориям и различным павильонам зоопарка традиционно пользуются большим спросом. Информацию и впечатления, полученные учащимися на экскурсиях, преподаватели могут использовать не только на занятиях по биологии и экологии, но и на уроках русского языка, изобразительного искусства и т.д.

Практика экскурсионной работы с группами школьников показала, что разовые посещения зоопарка не всегда бывают достаточно эффективны. Одно-двухчасовая прогулка по зоопарку означает для большинства ребят лишь поверхностное знакомство с животными, о глубоком усвоении материала говорить не приходится.
Мы предположили, что возможность посетить зоопарк несколько раз в течение учебного года может дать более удовлетворительные результаты. Впервые подобная форма обслуживания школ, которую назвали «абонементом», была испробована в 1997-98 учебном году для учащихся начальной школы. Группа школьников - как правило, один класс - посещал зоопарк несколько раз в течение учебного года. Уже в первый год абонементами воспользовались 50 классов.
Сразу же стало очевидно, что такая форма работы дает оптимальный эффект как в плане усвоения экологических, зоологических, зоогеографических знаний, так и в смысле формирования у школьников природоохранительного мышления. Постоянный контакт с учениками и преподавателем в течение года позволяет использовать индивидуальный подход к каждой группе.

В конце учебного года было проведено анкетирование школьных преподавателей, принимавших со своими классами участие в работе абонемента, с целью выяснить, целесообразно ли продолжать работу и что, по их мнению, следует изменить.

Результаты анкетирования показали, что школы заинтересованы в подобной форме работы, и было решено не только продолжить ее для начальной школы, но и разработать различные абонементы:
- для разных возрастных групп учащихся;
- для школ с углубленным изучением биологии и экологии;
- для школ с гуманитарным и художественным уклоном.

В настоящее время в Московском зоопарке имеются следующие абонементы: «Знакомство с зоопарком» (начальная школа, 7 посещений); «Животный мир Земли» (4-6 классы, 4 посещения); «Уроки зоологии в зоопарке» (учебный для 7-8 классов, 6 посещений); «Создай свой зоопарк» (для школ с углубленным изучением биологии и экологии, биологических и экологических кружков); «На этюды в зоопарк» (для художественных школ и училищ).

В работе с абонементными группами мы используем различные методические подходы и формы работы:
Вводная беседа об истории Московского зоопарка.
Экскурсии.
Лекции (беседы) с демонстрацией прирученных животных.
Практические занятия в зале и на открытом воздухе.
Демонстрация кино- и видеофильмов с последующим обсуждением.
Зоовикторины.
Семинары для учителей.

ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Вводное занятие во всех абонементах посвящено истории Московского зоопарка и проводится, в зависимости от погоды, либо на территории у стендов выставки «Московский зоопарк - вчера, сегодня, завтра», либо в зале отдела, с демонстрацией архивных фотографий - старинных видов зоопарка, портретов основателей, некоторых интересных павильонов, животных и др.

ЭКСКУРСИИ

В каждый абонемент входят несколько экскурсий разной тематики, в соответствии с возрастом и требованиями школьной программы. Так, ученикам начальной школы предлагаются обзорные экскурсии по Старой и Новой территории и павильонам «Дом птиц», «Обезьяны», «Экзотариум», а также экскурсия по Детскому зоопарку. Для школьников 4-6 классов, у которых в курсе природоведения рассматриваются зоогеографические темы и многообразие животных, экскурсии посвящены животным различных природных зон Земли, редким и исчезающим видам животных, многообразию животного мира морей и океанов. Для 7-8 классов (абонемент «Уроки зоологии в зоопарке») экскурсии строятся по систематическому принципу: «Насекомые и другие беспозвоночные», «Рыбы», «Амфибии и рептилии», «Многообразие птиц», а также две экскурсии по млекопитающим (с посещением дополнительно павильонов «Ночной мир», «Ластоногие», «Ночной мир обезьянника»). На экскурсиях абонемента для художественных школ особое внимание детей обращается на пластику животных, их внешний вид, характерные особенности, приспособления к обитанию в тех или иных условиях окружающей среды.
Следует особо выделить экскурсии для абонемента «Создай свой зоопарк». Здесь, в ходе экскурсий, наряду с информацией биологического плана, школьникам рассказывается и о том, как устроены вольеры, почему в одних случаях животные содержатся группами, а в других одиночно, от чего зависит размер вольера, тип ограды, растительность внутри и т.д. Кроме экскурсий по территории и в павильоны, проводится экскурсия по «закулисью» зоопарка: на кормокухню, на ветпункт, в подсобные помещения некоторых павильонов (по договоренности с сотрудниками отделов).

ЛЕКЦИИ, ИЛИ БЕСЕДЫ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ЖИВОТНЫХ

При просветительном отделе Московского зоопарка много лет существует группа выездных животных, которых специально готовят для выступлений перед большой аудиторией. Разумеется, поскольку эти выступления пользуются неизменной популярностью у детей всех возрастов (да и у взрослых), они включены и в программу некоторых абонементов. Так, в абонемент для начальной школы входит беседа «Что такое зоопарк» или «Животные - герои сказок» (по выбору), для 4-6 классов - «Путешествие в дальние страны». Беседы проводятся в учебном классе научно-просветительного отдела.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

К таким занятиям, проводимым в зале и на открытом воздухе, можно отнести зарисовки животных и наблюдения за поведением животных, а также участие в обогащении поведения животных.

В абонементе «На этюды в зоопарк» прирученные животные выездной группы (рептилии, птицы, обезьяны) используются также в качестве «натурщиков»: в холодное время года дети после экскурсии приходят в зал научно-просветительного отдела и делают зарисовки животных. Дети рисуют животных и в павильонах, а в теплое время года зарисовки делаются на пленэре; однако в зале характер рисунков другой - они более подробные, «портретные», тогда как в павильонах и на территории это, как правило, наброски более общего плана.
Участникам абонементов «Создай свой зоопарк» и других (по желанию преподавателя) предлагается понаблюдать за поведением некоторых животных: волков, копытных, птиц на прудах, а также обезьян, попугаев и т. п. Экскурсовод обращает внимание детей на те или иные особенности поведения, их значение, рассказывает об иерархической структуре групп и т. д.
Школьники перед экскурсией в павильон «Обезьяны» могут принять участие в работе по обогащению поведения животных. Они приносят из дома игрушки, одежду, которую отдают обезьянам (в частности, орангутанам), так что дети могут видеть, как обезьяны изучают новые для них вещи, играют с ними и т. д. Дети могут участвовать и в работе по обогащению пищевого поведения у обезьян и птиц - готовить кормушки из пластиковых бутылей, прорезать в них отверстия и помещать внутрь семечки, орехи, натыкать фрукты на веточки и тому подобное, а затем наблюдать, как животные достают пищу из приготовленных ими кормушек. Подобная работа, разумеется, обязательно ведётся совместно с зоологами отделов.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФИЛЬМОВ

Видеофильмы демонстрируются в зале научно-просветительного отдела - как отдельное занятие или в сочетании либо с викториной, либо с лекцией. Фильмы всякий раз подбираются индивидуально из видеотеки отдела и могут быть посвящены какой-либо систематической группе животных, которых невозможно подробно показать в зоопарке (одноклеточные животные, большие киты, слоны и др.) или демонстрировать животных в естественной среде обитания (африканская саванна, тропический лес, коралловый риф). Для абонемента «Создай свой зоопарк» показываем фильмы о различных зоопарках мира.
Перед демонстрацией фильма экскурсовод или лектор говорит несколько предваряющих слов, а после просмотра обсуждает фильм с детьми.
В некоторых случаях рассказ лектора сопровождает демонстрация небольшого видеофильма. Такие фильмы подбираются по небольшим фрагментам и монтируются сотрудниками отдела.

ЗООВИКТОРИНЫ

Викторины проводятся в зале отдела в качестве заключительных занятий абонементов младших возрастных групп. Вопросы подбираются таким образом, что можно проверить, насколько хорошо был усвоен материал экскурсий и других занятий в течение года. На это занятие дети приносят свои рисунки, поделки, сочинения о животных, все это учитывается при оценке результатов. В заключение все ученики получают разные, в зависимости от правильности ответов и принесенных работ, призы - книги, журналы о животных, буклеты Московского зоопарка и др.

СЕМИНАРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Семинары проходят в августе-сентябре, перед началом занятий. Они необходимы, чтобы помочь учителям использовать работу абонемента в школьных занятиях с учениками. Более подробно проходят семинарские занятия с преподавателями, участвующими в абонементе «Создай свой зоопарк», поскольку он предполагает, помимо занятий в зоопарке, большую работу в школе над проектом зоопарка. Этим учителям дается не только дополнительная информация по зоологии и зоотехнии, но и методические рекомендации по организации работы с ребятами в школе, так, чтобы каждый участник проекта мог наилучшим образом проявить себя.

Для оценки и контроля эффективности работы нами использовались следующие методы:
1. Анкетирование учителей (проводится ежегодно в конце учебного года, когда всех учителей просят ответить на вопросы анкеты).
2. Беседы-опросы учителей и школьников (проводятся устно после каждого занятия - такие краткие беседы не только помогают экскурсоводам корректировать свою работу; иногда приходится и указать учителю на какие-то моменты - скажем, необходимость подготовить детей к следующей 'экскурсии, следить за дисциплиной и т. д.).
3. Контроль качества ответов школьников на зоовикторине.
4. Учет количества школ, желающих продолжить работу по абонементам.
5. Статистика посещаемости занятий.

На последнем пункте хочется остановиться более подробно. Ведение журнала посещаемости занятий оказалось практически полезным делом. Прежде всего, в первый же год работы статистика помогла выявить интересную закономерность: если какая-либо школа приобретала сразу несколько абонементов, как правило, посещаемость у них была нулевой. Объяснение этому простое - если учитель берет абонемент для своего класса, он отдает себе в этом отчет и действительно использует этот абонемент полноценно. Если же кто-то (это могут быть родители или, например, методист школы) набирают абонементы и пытаются распространить их в других классах, о них просто не вспоминают. Учтя это, со второго года, мы стали выдавать абонементы (кстати, до сих пор бесплатные) только «из рук в руки». Отчасти с этой целью введены и семинары для учителей. Это дало результаты, и число «нулевых» абонементов (по которым класс не пришел ни разу) резко снизилось.
Кроме того, статистика показала, что многие пользователи абонементов «вспоминают» о них только с наступлением весны, в результате в конце учебного года отдел был перегружен абонементными экскурсиями и лекциями. Мы посчитали себя вправе поставить следующее условие: если в течение первого полугодия класс ни разу не явился на занятие, абонемент аннулируется. Это помогло школам более четко организовать свою работу, и посещаемость в течение года стала более равномерной.

Интересно, что некоторые группы после первого занятия просят, чтобы в дальнейшем у них был тот же экскурсовод. Это касается не одного-двух экскурсоводов: буквально у каждого экскурсовода отдела имеются «свои» группы, с которыми возникает особый контакт. У других групп, наоборот, каждый раз могут меняться экскурсоводы и лекторы, и им нравится такое разнообразие.

Более чем десятилетний опыт работы с абонементными группами школьников в нашем зоопарке позволяет сделать следующие выводы.

В результате многократных посещений зоопарка и детального знакомства с экспозицией дети более полно знакомятся с коллекцией зоопарка и получают глубокие и систематизированные знания.
Возникают постоянные контакты между зоопарком и московскими школами, что обеспечивает обратную связь и помогает корректировать тематику и содержание экскурсий (как обычных, так и абонементных), не только в зависимости от пополнения коллекции зоопарка, но и в соответствии с меняющимися требованиями школьной программы.
Занятия по специализированным абонементам дают возможность детям с различными интересами и способностями не только извлекать из занятий максимальную пользу, но и наиболее ярко проявить себя.

автор: Е.Я. Мигунова