Купить билет на Новый год Новогодняя активность ПРИРОДООХРАННЫЕ КАМПАНИИ EAZA

ПРИРОДООХРАННЫЕ КАМПАНИИ EAZA

С 2000 года EAZA (Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов) проводит природоохранные кампании, и эта деятельность очень важна. Зоопарки по всей Европе совместно готовят и проводят множество мероприятий, акций, выставок. К EAZA присоединяются региональные организации зоопарков, например, ЕАРАЗА. Совместно зоопарки разрабатывают программы и материалы по теме кампании. Ни у кого нет амбиций – «это наше, не трогайте, изобретайте свое». Наоборот, чтобы кампания всюду прошла успешно, зоопарки помогают друг другу, делятся находками и идеями.
EAZA сотрудничает с ведущими природоохранными организациями, которые оказывают всевозможную помощь в подготовке и проведении кампаний. Другим природоохранным организациям, наоборот, удается оказать помощь благодаря средствам, собранным в ходе кампаний.
Расскажем о тех кампаниях EAZA, в которых принимал участие Московский зоопарк.

Бушмит – кампания EAZA 2000/2001 гг.

Задачей первой кампании в 2000 году было рассказать людям о том, что какая опасность грозит животным Африки. Коренные африканцы издревле охотились на диких животных, добывая не больше, чем нужно, чтобы удовлетворить потребность в пище. Эта система нарушена в результате грабительского разрушения лесов на континенте. Хуже того, мясо диких животных стало предметом экспорта в развитые страны Европы и Америки (отсюда и термин “Bushmeat” – «мясо из буша»). EAZA обратилась к Европейскому парламенту с просьбой провести переговоры с лидерами африканских стран о сокращении экспорта мяса диких животных и включении пункта об охране диких животных во все договоры по использованию влажных тропических лесов.
В ходе кампании (а в ней приняли участие 149 зоопарков в 45 странах) пришлось решать, в том числе, и массу организационных проблем: перевод материалов на разные языки и пересылка килограммов бумаги – листов с подписями! Ведь под обращением подписались сотни тысяч людей по всей Европе – те, кому небезразличны судьбы живой природы – в том числе, несколько тысяч посетителей нашего зоопарка.

Кампания по сохранению тигров, 2002/2004 гг.

Целью этой кампании EAZA было способствовать сохранению пяти ныне существующих подвидов тигров, привлечь внимание общественности к этой проблеме и провести сбор средств на программы по сохранению этих величественных кошек.
За последние сто лет с лица земли исчезло 3 подвида тигров. Общая численность вида упала за это время со 100 000 до 5 000.
В кампании приняло участие 133 зоопарка из 24 стран. На программы по сохранению тигров in situ было собрано более 750 тысяч евро. Кампания позволила многим зоопаркам – членам ЕАЗА и впредь поддерживать проектов in situ через фонд Тигры 21 век. Московский зоопарк активно занимался программой по сохранению амурских тигров.

Кампания по сохранению черепах «Шеллшок», 2004/2005 гг.

В фольклоре и мифах черепахи олицетворяют мудрость, спокойствие и дружелюбие. Они символизируют долголетие. Но панцирь больше не служит им надежной защитой: больше половины видов находятся под угрозой исчезновения. Каждый из нас может внести свой вклад и помочь им выжить.
Что им угрожает:
• Отлов - для использования в пищу, в восточной медицине, сувенирной торговле, в качестве домашних питомцев
• Разрушение мест обитания
• Высокая смертность молодняка
• Конкуренция с интродуцированными видами
• Биоаккумуляция токсичных веществ

Черепахи появились на Земле 250 миллионов лет назад, были свидетелями расцвета и гибели динозавров, наблюдали, как развивается человек. В наши дни более чем половине видов черепах грозит опасность вымирания.
Зоопарки могут сделать многое:
• Просвещение
• Поддержка природоохранных проектов
• Работа в качестве природоохранных центров
• Проведение в зоопарках научных исследований
• Участие в международных программах про разведению редких видов

В кампании «Шеллшок» приняли участие 119 членов ЕАЗА, а поставленную цель – собрать 150 тысяч евро – перевыполнили более чем вдвое: было собрано 372 тысячи евро! Посетители нашего зоопарка и сейчас могут видеть плакаты, посвященные кампании, у входа в «Террариум».

Кампания по сохранению носорогов, 2005/2006 гг.

Одной из основных целей этой кампании стал сбор средств на финансирование программ по сохранению численности носорогов.
Носороги, могучие, великолепные звери, населяют нашу планету 50 миллионов лет. Они способны приспосабливаться к разным условиям окружающей среды. И все же сегодня все пять видов носорогов оказались на грани исчезновения. Безостановочное разрушение местообитаний и браконьерская охота ради добычи рога делают их особенно уязвимыми. Кампания в защиту носорогов, прошедшая по всей Европе, была направлена на то, чтобы вызвать симпатию и сочувствие к этим «доисторическим гигантам». Это – важнейшая предпосылка успешной реализации природоохранных мер и программ по их сохранению. Сбор средств прошел чрезвычайно успешно: зоопаркам Европы удалось собрать 516 тысяч евро.

Кампания по сохранению природы Мадагаскара, 2006/2007 гг.

Мадагаскар – эта жемчужина Индийского океана – расположен в 400 км от восточного побережья Африки, площадь его – почти 590 кв.км. Приблизительно 165 миллионов лет назад Мадагаскар отделился от Африки, за столь долгое время на острове сформировалась уникальная фауна и флора.
Мадагаскар, «остров лемуров» - четвертый по величине остров мира, славится богатым и поистине неповторимым растительным и животным миром. Из всех описанных для острова видов млекопитающих (их на сегодняшний день 117) 90% - эндемики, то есть обитают исключительно на Мадагаскаре! Разнообразие местообитаний – от влажных тропических лесов до буша и пустыни – поражает, как и огромное разнообразие видов. Кампания была направлена на то, чтобы познакомить людей с опасностями, грозящими природе острова, и мерами по их предотвращению. Мадагаскар – одна из 25 экологических «горячих точек», то есть, областей, особенно богатых видами-эндемиками и подвергающихся угрозе в результате человеческой деятельности.
Кампания прошла очень успешно, в ней приняли участие 11 зоопарков России. Московский зоопарк на этот раз участвовал и в сборе средств – за год мы собрали 2000 евро, которые были направлены на финансирование одного из исследовательских проектов на Мадагаскаре.

Сейчас проходит кампания «Год лягушки», посвященная сохранению амфибий.

Приглашаем и вас принять в ней участие. Для этого следите за информацией о праздниках и акциях, проводимых на территории нашего зоопарка, примите участие в ИНТЕРНЕТ-конкурсах и викторинах, узнайте, что вы можете сделать, чтобы помочь амфибиям, живущим рядом с вами (например, на дачах). Придя в зоопарк, обратите внимание, на копилку – средства, собранные зоопарком, направляются в этом году на поддержку проектов по сохранению амфибий!

автор: Е. Мигунова